Коррекция нарушений речи у подростков

23/10/2008

Эта запись посвящена исследованию методов и средств коррекции дефектов речи у подростков.

Коррекция речиСегодня логопеды больше внимания уделяют работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в то время как большому количеству подростков также свойственны нарушения речи. Специалиста часто считают их «незначительными», так как детей понимают. Непрофессионалу в бытовом общении не всегда удаётся обнаружить эти нарушения. Однако в дальнейшем у человека с неверно поставленной речью могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере (журналистика, педагогика, менеджмент, и т.д.) Как же избежать возникновения подобных проблем? В России лечение дефектов речи происходит в государственных больница и в частных логопедических кабинетах, которых, к сожалению, явно недостаточно. Кроме того, в стране ещё не сформировалась так называемая «культура пациента» — родители редко стремятся к исправлению у детей нечётких звуков, однако достаточных для бытового общения.

При большом количестве исследований, посвящённых тем или иным сторонам коррекции речи подростков, недостаточно исследований, носящих практический характер и доступных по стилю непосредственно подросткам. Именно этим определяется актуальность выбранной темы настоящей работы, основная цель которой – описание в простой и доступной форме последовательность упражнений, которые надо выполнять для исправления дефектов речи.

Теоретическое значение данной работы заключается в том, что была сделана попытка собрать из различных источников упражнения для исправления недостатков речи и структурировать данные упражнения.

Практическая значимость работы видится в том, что ее результаты могут быть полезны при работе логопедов с подростками, а также для организации самими детьми некой системы самостоятельной работы над проблемой.

РАБОТА НАД ПРОЛЕМОЙ

§ 1. Секреты общения

Коммуникация (общение) – это обмен информацией и идеями между людьми. Эффективное общение подразумевает, что вас слушают и понимают. Информацию можно передавать устно, письменно, через невербальные сигналы (мимика, жест и др.) или через комбинацию этих приёмов.

При этом важно, как и что вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателей.

Рекомендации.

Перед началом разговора нужно чётко сформулировать его цель. Чтобы беседа была эффективной с самого начала, необходимо:

установить контакт с собеседником;

создать благоприятную атмосферу для беседы;

привлечь внимание партнёра;

пробудить интерес к беседе;

«перехватить» инициативу, если это необходимо.

Успешному ведению беседы способствует понимание эмоционального состояния собеседника, сопереживание ему.

Важное значение имеет стиль ведения беседы:

высота, громкость и тембр голоса;

интонация;

скорость речи;

длительность, частота пауз;

наличие и характер жестов и т.д.

Тон высказываний должен быть ровным и спокойным, темп и тембр речи умеренным. Пауза – в зависимости от логики высказывания (в конце предложения или между его смысловыми отрезками).

Лучше начинать беседу с приветливого взгляда и дружеского тона, говорить простым, ясным, чётким языком. Пространное изложение информации усложняет восприятие партнёром сути высказывания.

Собеседники, как правило, наиболее внимательно выслушивают начало разговора. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику одобрение, избегайте критических высказываний и оценок его поведения.

Снять напряжённость, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, сказав несколько тёплых, приятных фраз.

Первые фразы, которые вы адресуете собеседнику, лучше готовить заранее, чтобы они своей нестандартностью привлекли внимание к вам и вашей идее.

Настраивайтесь на собеседника, учитывая его профессиональный уровень, жизненный и трудовой опыт, интересы, особенности мышления и речи.

Расстояние при общении должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнёра, и таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости. Это расстояние – индивидуально и зависит от пола возраста и других особенностей собеседники.

Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседниками около метра. Эмоционально близким отношениям благоприятствует расстояние до полуметра.

Выразительные движения лица (мимика) и жестикуляция дают дополнительную возможность ярче и образнее донести ваши мысли и чувства.

Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, которое вы производите на партнёра.

Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживлённое. Динамичное выражение лица, активная жестикуляция.

Эффективность беседы зависит также от умения слушать партнёра:

Недопустимо прерывать собеседника на полуслове.

Полезно кивать или наклонять голову для проявления поддержки, показывая тем самым желание слушать дальше.

Желательно показать собеседнику ощущение сопереживания, уловит эмоциональную окраску и значение его проблем.

Необходимо «читать» неречевую информацию: понимание жестов и поз партнёра позволит осуществить более устойчивую обратную связь и точнее увидеть позицию собеседника.

В налаживании контакта большую роль играют условия беседы – место, время, наличие помех (присутствие посторонних, телефонные звонки, шум и т. д.). Старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику.

Важны условия зрительного контакта (манера смотреть). Оптимальным в большинстве случаев оказывается такой «режим», при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят глаза. Взгляды собеседников встречаются на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого.

Приятный партнёрам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление.

Следующие действия не способствуют взаимопониманию партнёров:

Уход от темы разговора, предложенной собеседником.

Отсутствие реакции: высказывание партнёра не находит никакого словесного или несловесного (в мимике, жесте, позе) ответа.

Забегание вперёд (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника).

Перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса.

Отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным.

Излишняя эмоциональность.

Противоречивость между собственными высказываниями (или поведением) и самочувствием.

14 основных правил красивой речи

Правило 1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назади располагаются на одном уровне).

Правило 2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

Правило 3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Правило 4. Чётко артикулируйте, произносите гласные протяжно, делайте на них голосовую опору.

Правило 5. Согласные произносите легко свободно, без напряжения.

Правило 6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.

Правило 7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

Правило 8. длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

Правило 9. Чётко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

Правило 10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

Правило 11. Выдерживайте ровный, умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

Правило 12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

Правило 13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

Правило 14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

§ 2. Дыхание и дыхательная гимнастика

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если её положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10, 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идёт только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выхода удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершённого отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

подъём грудной клетки вверх и втягивание живота при вдохе;

слишком большой вдох;

учащённость дыхания;

укороченность выдоха;

неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.

Дыхательная гимнастика

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лёжа, сидя, стоя) и во время движения.

Задача гимнастики: освоить технику диафрагмально-реберного дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определённые речевые отрезки, диктуемые логикой.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Обратите внимание!

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

Не заниматься после еды.

Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

Дозировать количество и темп проведения упражнений.

— При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации.

Осваивать технику дыхательных упражнений в положении лёжа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лёжа на спине – это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лёжа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

Вдыхать воздух через рот нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было ещё немного «добрать». Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в лёгких. Выдох естественный, экономный, без усилий.

Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные). На одном выдохе произносить не более 3-4 слов, слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе – не опускались.

Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Статические упражнения

Общие сведения

Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, и некоторое время проводятся без речи. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал.

Упражнения приведены в порядке освоения. В процессе систематических ежедневных тренировок необходимо добиваться правильности, лёгкости, непринуждённости их выполнения. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.

Следует сочетать дыхательные упражнения с другими видами артикуляционной и релаксационной гимнастики, чередовать различные виды упражнений.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха

Упражнение 1. Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздушную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое.

Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий.

Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха. Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

Упражнение 2. «Полный вдох». Упражнение тоже сначала лучше делать в положении лёжа на спине, а впоследствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперёд и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетки приподнимается и расширяется в своём нижнем и среднем отделе. Произойдёт полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выхода в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 1-6 раз.

Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лёжа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум в полтора-два килограмма и размером 50 на 20 см. Мешочек положить на живот (область правого и левого подреберья).

Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.

При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации

Правильно произведённый выдох должен:

происходить без толчков, ровной длительной струёй;

производиться с одинаковой лёгкостью в различных положениях тела;

сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

Упражнения выполнять в исходном положении лёжа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием: подъём рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.

Упражнение 1. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 2. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счётом, распределить длину выдоха на 10-1215 и более секунд.

Упражнение 3. распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд, мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счёт вслух. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счёта можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).

Упражнение 4. «Форсированный выдох». Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 7-10 раз.

Упражнение 5. Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не «добирать» воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Затем повторить упражнение.

Упражнение 6. «Тёплый выдох». Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса. Проделать на «тёплом выдохе» упражнения с мысленным счётом.

Упражнение 7. «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.

После того как будут освоены все упражнения, можно приступить к освоению специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на тренировку дыхания уже непосредственно в процессе фонации.

Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.

Упражнение 2. Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами), регулируя тем самым интенсивность выдоха, постепенно переходить от очень тихого к громкому звучанию. Необходимо сохранить плавность выдоха.

Упражнение 3. Проделать упражнение 1, мысленно (затем вслух) произнося основную табличку гласных: и, э, а, о, у, ы. Делать это не торопясь, распределить эти шесть гласных на всю длину выдоха.

Упражнение 4. Вдохнув носом, на выдохе протяжно произносить звук «м», негромко, на удобной для вас высоте звучания голоса. Следит за тем, чтобы выдох был плавным, звук не «качался» (не изменялся ни по высоте, ни по силе). При этом исключить мышечное напряжение в области плеч, шеи, гортани, глотки, языка и нижней челюсти. Ощущение лёгкости, свободы, приятности и «удобности» звучания – один из основных показателей правильности выполнения упражнения.

Проделать подобное упражнение со звуками «н», «п», «р», «з», «ж», «в». Необходимо «протянуть» произносимый звук как можно дольше, не изменяя при этом качества звучания.

Упражнение 5. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивайте количество слогов на выдохе.

Образец

а)

фаф

фаф фоф

фаф фоф фуф

фаф фоф фуф фыф

фаф фоф фуф фыф фиф

фаф фоф фуф фыф фиф феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.

б) Полунапевно произносить на выдохе

ммаммаммуммэммиммымм

ннанноннэнниннынн

ллаллоллуллеллиллылл

лляллёллюллеллилль

ммнаммноммнуммэммнуммниммны

в) разговорно произносить на выдохе

мму! ммо! мма!

ммэ! мми! ммы! и т.д.

Рекомендации

Звуки произносить легко, свободно, естественно, без напряжения.

Делать подобные упражнения и с другими согласными.

При отработке слоговых последовательностей вначале следует все слоги произносить равноударно, а затем последовательно перемещать ударения с первого слога на второй, третий и т.д.

Например: ММАммоммуммэммиммымм

ммаММО ммуммэммиммымм

ммаммоММУммэммиммымм и т.д.

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

Упражнение 1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами – вдох; похлопывать средними пальцами по ноздрям – выдох.

Упражнение 2. Широко открыть рот и подышать носом.

Упражнение 3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох, выдох. Упражнение выполнять поочерёдно.

Упражнение 4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Выдох – через другую ноздрю.

Упражнение 5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 6. Вдох широко открытым ртом, выдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую – закрывать средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 7. Вдох между сомкнутыми губами, выдох — как в упражнении 6.

Упражнение 8. Вдох – носом, удлинённый выдох носом с усилением в конце (как в упражнении 6).

Упражнение 9. Вдох – носом, выдох через нос толчками: через две ноздри, через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 10. Вдох – носом: через две ноздри, через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать), выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как «греют руки»).

Упражнение 11. Вдох – так же как в упражнении 10, выдох – через неплотно сомкнутые губы:

а) плавно;

б) толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! в! в! ф! ф!);

в) с усилением в конце.

Щёки не надувать.

Упражнение 12. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как дышит собака).

Упражнение 13. Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), выдох длительный, можно сочетать со звуком «а-а-а».

Упражнение 14. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый угол рта, через левый:

а) плавно;

б) прерывисто.

Упражнение 15. Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос (сдуть ватку с носа и т.д.):

а) плавно;

б) прерывисто.

Упражнение 16. Вдохнуть через нос и рот одновременно, постепенно толчкообразно выдохнуть через рот.

Дыхательные упражнения с движениями

Делать эти упражнения можно в различных исходных положениях: лёжа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя различные несложные движения.

К ним относятся: различные движения рук (поднимание их вверх, закладывание за затылок или за спину, разведение прямых рук в стороны и т.д.), полуприседания, полупоклоны с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Упражнение 1. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавливать ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперёд произносить с-с-с.

Упражнение 2. Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперёд, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот, произносить ф-ф-ф-у-у-у.

Упражнение 3. Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотнуться до пола. Противоположная рука при этом своей ладонью скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш.

Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

Упражнение 4. Вдох номом, наклонить туловище вперёд, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху.

Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

Упражнение 5. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую – на пояс, левую – над головой) и повторить движение в правую сторону.

Упражнение 6. Исходное положение – сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч.

На выдохе через рот осуществлять поочерёдно вращательное движение локтями (вперёд и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперёд и опускать голову. При движении локтей рук в стороны и вверх – голову вверх и лёгкий прогиб назад. Вдох делать носом в верхнем положении рук, затем медленный выдох на 2-3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном направлении.

Упражнение 7. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произносить «пффф».

Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону или вперёд-назад.

Упражнение 8. Исходное положение – основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 30).

Упражнение 9. «Насос». Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Смоделировать мысленно рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на неё,как будто накачивая шину. На выдохе произносить звук «с» («ш», «ф»). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху.

С-С-С-С-С-С

Выполнять упражнение 5 раз.

Упражнение 10. «Лыжник». Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника. Отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый слог соответствует одному вдоху и выдоху.

СУ-СО-СА-СЭ-СИ-СЫ

Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 11. «Китайский болванчик». Стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить чётко

БА-БО-БЭ

Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе

НА-НО-НЭ

Принять исходное положение, вдохнуть, наклоняя голову влево, произносить на выдохе

МА-МО-МЭ

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклоняя голову вправо, произносить на выдохе

КА-КО-КЭ

Упражнения для удлинения продолжительности фонационного (речевого) выдоха

К освоению этих упражнений следует перейти на более поздних этапах занятий.

Рекомендации

При выполнении упражнений следует обращать внимание на ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

Необходимо придерживаться умеренного темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объёме.

Упражнение 1. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счёт прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д.

Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха.

По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.

Упражнение 2. Произносить скороговорку – считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 2-3 слова:

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки,

(сделайте вдох и продолжите)

Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.

Для упражнений используйте долгоговорку:

Шли семеро стариков,

Говорили старики про горох, Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!» и т.д.

Упражнение 3. Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.

Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:

На дворе трава, (добор)

На траве дрова, (добор)

Раз дрова, (добор)

Два дрова, (добор)

Три дрова, (добор)

Не вместит дров двор, (добор)

Дрова выдворить.

Черёмуха душистая (добор)

С весною расцвела (добор)

И ветви золотистые, (добор)

Что кудри завила.

С.Есенин.

В дальнейшем произнесите возрастающее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 4. «Трубач». Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном дыхании.

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Рекомендации

После освоения этих упражнений следует перейти к чтению стихотворений.

Во время чтения сначала произносить на выдохе две строки текста, затем четыре с чётким и выразительным проговариванием.

В дальнейшем произносить возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе, соизмеряя расход воздуха с величиной текста, читаемого от одного вдоха до другого.

Дом, который построил Джек

Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот пёс без хвоста.

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А вот корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в старом чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это старуха седая и строгая,

Которая доит корову безрогую, лягнувшую старого пса без хвоста.

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится в доме,

Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в старом чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгой,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил

Построил Джек.

Р. Бернс

(перевод С. Маршака)

§ 3. Речевая разминка

Речь и осанка

Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости.

Добивайтесь правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы рук и шеи. Голову держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперёд и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом. Одним словом, нужна осанка раскрепощённого, свободного человека. Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания.

Недостатки в осанке приобретаются в результате длительного и частого повторения неправильных поз и положений тела.

Мышечное расслабление

Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией – мышечным освобождением.

Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путём применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Рекомендации

Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимльно расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т.д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряжённым и свободным их состоянием.

Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

Следует помнить, что нерациональное расслабление – такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

В ходе ежедневных упражнений длительностью 5-7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Обратите внимание!

Для получения оптимального результата необходимо:

снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;

ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряжённого к расслабленному состоянию;

запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

свободно дышать во время проведения упражнений.

Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.

Комплексная релаксационная гимнастика

Упражнения для рук

Упражнение 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперёд, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочерёдно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, палцы «растопырить». Поочерёдно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

Упражнение 3. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперёд.

Упражнение 4. Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперёд. Затем мягко выпрямиться на стуле.

Упражнение 5. Стоя. Отвести руку в сторону или вперёд. Упереться в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить» голову и руки одновременно с наклоном туловища вперёд. Выпрямиться на стуле.

Упражнение 7. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять и завести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.

Упражнение 8. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение 9. Стоя (сидя). Медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» плечи и голову, расслабиться.

Упражнение 10. Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение 11. Стоя (сидя). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья плеча, согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки расслабиться.

Упражнение 12. Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

Упражнения для туловища

Упражнение 1. Сидя прямо, локти на бёдрах. Свободно наклониться вперёд, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить лёгкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

Упражнение 2. Стоя. Повороты туловища с круговыми движениями руками («мельница»).

Упражнение 3. Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперёд. Свободно размахивать опущенными руками, корпусом, плечами.

Упражнение 4. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» (тряпичная кукла).

Упражнение 5. Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.

Упражнение 6. Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

Упражнение 7. тоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабится.

Упражнения для ног

Упражнение 1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

Упражнение 2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабиться.

Упражнение 3. Сидя. Выпрямить напряжённые ноги, развести в стороны, уронить расслабленные.

Упражнение 4. Стоя. Пальцами стопы надавить на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

Упражнение 5. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряжённых мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

Упражнение 6. Сидя. Попеременно напряжённо вращать по 30-40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

Упражнения для шеи

Упражнение 1. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

Упражнение 2. Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.

Упражнение 3. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться.

Упражнение 4. Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперёд, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

Упражнения для органов артикуляции

Упражнение 1. Попеременно высовывать узкий напряжённый язык («жалом») и широкий расслабленный язык («лопатой»).

Упражнение 2. С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

Упражнение 3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счёт 1-5.

Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.

Обратите внимание!

При выполнении упражнений следует улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц.

Овладев релаксацией, вы научитесь снимать напряжение и усталость, почувствуете себя спокойнее и раскрепощённее.

§ 4. Тренировка «речевых мышц»

Общие сведения

Хорошая дикция – основа чёткости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого0 аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки.

Чтобы добиться чёткости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и чёткой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряжённость артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Рекомендации

При выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила:

выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;

избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;

выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;

переходите к последующим упражнениям только после того, как усвоено предыдущее;

тренируйтесь 2-3 раза в день по 7-10 минут

Тренировка мышц нижней челюсти

Напряжение мышц нижней челюсти приводит к «зажатости» звука. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластического расслабления мышц, в результате которого нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз, как бы под собственной тяжестью и не препятствует произнесению звука.

Рекомендации

При выполнении упражнений:

голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая её;

челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения;

каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счёт 1-5.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнение 1. Открыть рот и закрыть (следить, чтобы в открытый рот могли поместиться 3 пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами).

Упражнение 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, вернуть в исходное положение.

Упражнение 3. Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить.

Упражнение 4. Круговые движения нижней челюсти.

Упражнение 5. Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперёд, вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Нижними зубами закусить верхнюю губу и, наоборот, подержать на счёт 1-5, затем расслабить.

Упражнение 7. Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая подбородок и напрягая мускулы под ним, затем расслабить. Принять исходное положение.

Упражнение 8. Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот.

Упражнение 9. Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом.

Упражнение 10. Выполнять движения нижней челюстью вперёд-назад с одновременными наклонами головы вперёд-назад.

Упражнение 11. Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо и влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.

Упражнение 12. Коснуться подбородком поочерёдно правого и левого плеча.

Упражнение 13. Коснуться подбородком груди.

Упражнение 14. Запрокинуть голову назад, выдвигать и убирать подбородок. Темп движений медленный.

Упражнение 15. Поставить локти рук на стол, сложить ладони одну ну другую, упереться подбородком в ладони, давить подбородком, открывая рот, на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

Тренировка губ

Излишняя суетливость или неподвижность губ приводит к «смазанности и невнятности» речи, их правильная работа обеспечивает точное произнесение и влияет на формирование речевого звучания.

Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены.

Упражнение 1. Поочерёдно поднимать и опускать верхние и нижние зубы.

Упражнение 2. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперёд хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и – у – о – а.

Упражнение 3. Утрированно имитировать произнесение звуков п – б.

Упражнение 4. Многократно произносить сочетания губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных вм, мв, бв, вб и др.

Упражнение 5. Лёгкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами – верхней губы.

Упражнение 6. Движение вытянутыми губами влево-вправо.

Упражнение 7. Присасывающее движение губ.

Упражнение 8. Вытягивать губы вперёд воронкой.

Упражнение 9. Рот закрыть, напрячь губы на счёт 1-5, расслабить губы, открыть рот.

Упражнение 10. Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

Упражнение 11. Произносит сочетания гл, гн, кл, кн, дл дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься всё выше и выше.

Упражнение 12. Аналогично произносить сочетания кс, гз, бз, дз, вз, но с оттягиванием нижней губы вниз.

Упражнение 13. Произносить сочетания мвз – мвз – мвз. Обратить внимание на более длительную протяжённость звуков в, з.

Упражнение 14. Произносить звукосочетания с энергичной работой губ: птка – птка – птка, бдга – бдго – бдгу – бдгэ – бдги.

Упражнение 15. Вибрация губ (подражание «фыркающей» лошади). Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не начнут вибрировать. Сначала выполнять беззвучно. Потом произносить «тпр»

Тренировка мышц языка

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, её невнятности. При выполнении упражнений следует добиваться свободных и целенаправленных движений языка, губы и челюсти должны быть неподвижными.

Упражнение 1. Расслабление и распластывание языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.

Упражнение 2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе.

Упражнение 3. Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка.

Упражнение 4. поднять узкий (широкий) язык вверх, опустить его вниз, «крестообразные движения», скольжение кончика языка по твёрдому нёбу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны.

Упражнение 5. Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны.

Упражнение 6. Движение широким языком вперёд-назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом («болтушка»).

Упражнение 7. Удерживать широкий и узкий язык на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами.

Упражнение 8. Сильно надавливать кончиком языка на нижнюю десну, твёрдое нёбо.

Упражнение 9. Пощёлкивать языком (присасывать зык к нёбу и оттягивать вниз, чтобы получился щелчок).

Упражнение 10. Покусывать кончик языка по всей поверхности.

Упражнение 11. Произносить звуки и-е (фиксировать кончик языка у нижних зубов), о-у-ы (оттянуть язык глубоко в рот).

Упражнение 12. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключом: ло-ло-лолл, лу-лу-лулл, ла-ла-лалл, ро-ро-рорр, ру-ру-рурр, ра-ра-рарр.

Упражнение 13. Многократно произносить сочетания согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк, дрт, ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, штр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.

Упражнение 14. Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

§ 5. Интонация и звуки

Общие сведения

Когда мы говорим, то ставим перед собой определённые задачи: убедить собеседника в чём-то, сообщить что-либо, спросить о чём-то. Дл того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Сюда входят:

Интонация – чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок. В вопросительных предложениях голос повышается, причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. Голос к концу фразы понижается при утвердительной интонации (сообщение).

Логическое ударение – выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется – это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза – деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности.

Которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания:

пауза короткая по длительности для добора воздуха – знак «запятая» (,);

пауза между речевыми тактами – знак «косая черта» (/ );

пауза между предложениями более длительная – знак «две косые черты» (//);

пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков – знак «три косые черты» (///).

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

§ 6. Речь, ритм, движение

Общие сведения

Одним из качеств хорошей речи является её ритмическая выразительность.

Темп речи играет важную роль в её формировании и восприятии. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Обычно различают медленный, умеренный (средний) и быстрый речевой темп. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и развивающимся. Он играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин (как ускорение, так и замедление) мешают восприятию смысла высказывания, могут привести к снижению разборчивости речи.

Другой важной характеристикой, связанной с темпом, является её ритм, то есь последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Они отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.

Такая упорядоченность речи делает её музыкальной и мелодичной.

Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывание, прыжки). Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания. Ударному слогу (слову) должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному – тихий. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи

В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

двигаться в заданном темпе;

чередовать движения в различном темпе;

сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе;

сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказываия и проговариванием в нужном темпе;

проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.

Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.

После тренировочных упражнений нижней челюсти, губ, мышц мягкого нёба и глотки. Языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.

С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные – базовый фонд для согласных.

Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления губами.

Верный путь к хорошей речи

Стихотворения

Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность.

Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведёт за собой другую строку.

Итак, в работе была сделана попытка представить последовательность упражнений, которые необходимо выполнять при работе по исправлению дефектов речи у подростков. Все вышеперечисленные упражнения могут быть полезны и взрослым.

Список использованной литературы

Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Б. жесты и мимика в русской речи. – М.: Русский язык, 1991.

Анпилогова Б.Г., Сосенко Э.Ю., Федяковя Н.К. Пособие по развитию навыков устной речи. – М.: русский язык, 1975.

Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать/ Пер. с англ. – СПб.: ПитерПресс, 1997.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов/ Пер. с нем. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Вансовская Л.И. Практикум по технике речи (Фонационный тренинг). – Спб.: Изд-во СПб университета, 1991.

Васильев Ю.А. Голосоречевой тренинг. Учебное пособие. – СПб. гос. Акад. Театр. иск-ва, 1996.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. – М.: Издательский центр АЗ, 1996.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 1997.

Калмыкова И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Акад. развития, 1998.

Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург: Динамит, 1992.

Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия – практикум. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учитесь говорить правильно и красиво. – СПб.: Союз, 1999.

Тимченко Н.М. Тайны делового общения. – СПб: СПб. Гуманит. Ун-т. Профсоюзов, 1995.

Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб.: Корона принт, 1997.

Метки: , ,

Комментарии(1):

  1. Девочка Студентка:

    А я когда училась правильно говорить (и п-русски, и по-английски) брала зубами пробку из-под шампанского и, держа ее зубами, вслух читала тексты. Очень помогает!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

ELT Events ICT ICT in ELT Learn Teach The Internet for English Teching Think Деловой английский Лондон Путешествия Языкознание английский в интернете английский для начинающих английский язык английский язык в интернете английское письмо аудирование грамматика английского языка изучение английского интернет для изучения английского интернет для изучения английского языка коммуникативные умения коммуникативный подход курсы английского курсы английского в Ярославле лексика методика преподаватния английского языка обучение английскому письмо на английском план урока план урока английского поездка в Великобританию преподаватель английского преподаватель английского языка репетитор репетитор английского репетитор английского в Ярославле семинар для преподавателей английского семинар для учителей английского словарь туристическая поездка в Великобританию услуги репетитора английского учитель английского чтение