Запоминание фактов в процессе обучения: вред или польза?

05/05/2017

Untitled-1

Последние годы в сообществе учителей английского языка всё чаще звучит мысль о том, что методика преподавания английского языка становится всё более и более узкой, оторванной от других наук. Я с этим соглашусь: действительно, на профессиональных конференциях совсем мало докладов не только по, например, нейрологии, но даже по педагогике и психологии, в которых в последние годы наблюдается большой прорыв и которые как нельзя более близки к методике преподавания английского языка.

В этой связи сегодня я решил  создать запись о вопросах, касающихся общей педагогики, но оказывающих большое влияние на методику преподавания английского языка.

В последнее время у коллег по всему миру всё  чаще встает вопрос о необходимости запоминания детьми большого объёма информации из разных областей знания в процессе школьного обучения. Под  сомнение ставятся так называемые традиционные парадигмы обучения, требующие знания на память большого числа фактов, при этом некоторые из этих фактов ученики сначала запоминают, а осознание того, что они запомнили и зачем, приходит к ним значительно позднее.

Некоторое время назад, в связи с появлением новых систем обработки информации — поисковых систем в интернете, — учителя во многих странах мира, в том числе и в России,  спрашивают: «Нужно ли  заставлять школьников запоминать факты, как это было в советской школе, если сегодня практически каждый учащийся имеет постоянный доступ к справочной информации в интернете?»

Модным трендом (озвученным ещё Руссо в книге «Эмиль») стало не давить ребёнка информацией, а  разрешить ему  даже в рамках формализованного обучения заниматься только тем, чего он сам хочет, чего требуют его когнитивные потребности.

На этом фоне коллеги из многих сфер преподавания, в том числе английского языка как иностранного, отошли от использования техник запоминания на занятиях, а также от заучивания наизусть определенной информации.

Однако  я не стал бы так категорично относиться к использованию запоминания различных фактов в практике обучения разным предметам, в том числе английскому языку.

Разберёмся с двумя, на мой взгляд, недопониманиями.

«Заучивание фактов убивает творчество»

Untitled-2

Нам всем знакомы TED Talks — доступные бесплано онлайн лекции, которые читают руководители государств, рок-звёзды, лауреаты Нобелевских премий, ведущие бизнесмены и другие очень достойные люди.

Сер Ken Robinson в 2008 году выступил на TED Talks с  лекцией «Do Schools Kill Creativity», имевшей большой успех и популярность. В своём выступлении Робинсон подчеркнул, что чем дольше ребёнок учится в школе, тем хуже он справляется с тестами, проверяющими развитость творческого мышления. Робинсон приходит к выводу, что дети начинают обучение в школе будучи любознательными, увлеченными познанием мира, но эти качества пропадают под влиянием школьной системы образования, знакомящей детей с академическими фактами и не уделяющей достаточного внимания самовыражению школьников. Я не сомневаюсь, что Кен Робинсон на самом деле переживает за детей, проходящих обучение в рамках государственной образовательной системы, кроме того,  он отличный рассказчик, но аргументы, которые он приводит в своём выступлении, утверждающем тезис о том, что   запоминание множества академических фактов  «убивает» творческое мышление детей, кажутся мне не имеющими реального основания.

Шотландский философ эпохи Просвещения David Hume заметил, что нет ничего особенно интригующего ни в концепте «золото», ни в концепте «гора», а вот как насчёт «золотой горы»? «Золотая гора» — это уже что-то вызывающее любознательность, теперь нам интересно! Творческое мышление, как мы видим, начинается с комбинирования знаний из разных областей. Некоторые передовые исследователи педагогики, в том числе Рибинсон, считают существующие и транслируемые в школе знания врагом творческого мышления. Но все новые идеи начинаются с комбинации известных фактов, не так ли? Перед тем как создать авангардную картину, Казимир Малевич постиг академическую живопись. Чтобы придумать смартфон, необходимо знать, как работают телефон и компьютер. Чем больше существующих теорий и фактов в голове у ребёнка, тем с большей вероятностью он сможет создать что-то творческое, абсолютно новое. Факт, который ребёнок выучит в школе, становится очередным дополнительным кирпичиком для его творчества.

Современными учёными доказано, что идеи Руссо о вымышленном мальчике Эмиле, который выучил всё необходимое без учителей, основываясь только на природной любознательности, являются утопическими.  Соглашусь, что мне самому хочется верить в безграничную силу любознательности детей, но  самостоятельно реализовать собственный творческий потенциал ребёнку  очень сложно. Выдающиеся творческие личности обладали огромным запасом знаний, которые по отдельности могут показаться «ненужными». Комбинируя «ненужные» знания, они создавали идеи, меняющие мир.

Исследователи инновационной деятельности человека (есть и такие :) ) выяснили, что сегодня средний возраст учёного, когда он делает значимое открытие, увеличился. Исследователи объясняют это тем, что знаний, необходимых для создания творческих инновационных идей, стало больше; таким образом, в голове (именно в голове, а не на облаке) требуется держать больше знаний, чем раньше, чтобы создать что-то меняющее мир (подробнее об этом в книге «Age and Great Inventions», Benjamin F. Jones). Каждый гений собирал не только знания из своей узкой области интересов, но и самые разные факты из разных сфер жизни десятилетиями. Музыковеды сходятся во мнении, что Моцарт создал первое по-настоящему значимое произведение на двенадцатый год работы.
Назовем еще несколько гениальных гениальных, которые стали «жертвами» школьной системы, «убивающей» творческое мышление.

Уильям Шекспир ходил в школу, которая бы свела с ума Кена Робинса :). В этой школе учеников путём многократного (сотни раз) повторения заставляли запоминать латинские выражения. Предполагалось, что дети также были хорошо знакомы с произведениями Сенеки и Цицерона. Я не говорю,что это система, которую надо  использовать сегодня. Я также не знаю, насколько Шекспир наслаждался годами в такой школе. Я просто говорю, что такая система не убила творческое мышление, а стала фундаментом для творчества великого поэта. Исследователь Шекспира Рекс Гибсон пишет: «Everything Shakespeare learned at school he used in some way in his plays… his dramatic imagination was fuelled by what would now be seen as sterile exercises in memorisation and constant practice.»

В 1844 году Чарльз Дарвин в письме другу говорит о существенной значимости знания большого количества фактов.

I was so struck with distribution of Galapagos organisms … that I determined to collect blindley every sort of fact which could bear in any way on what are species… I have never ceased collecting facts — At last gleams of light have come, and I am almost convinced (quite contrary to the opinion I started with) that species are not (it is almost like confessing a murder) immutable.

Мальчик из рабочего класса Великобритании Пол Маккартни посещал очень требовательную традиционную школу. Когда он присоединился к The Beatles, он сказал: «I had a love of literacy. With «Eleanor Rigby» I was trying to write like a good poet.»

«Школа должна развивать когнитивные умения и критическое мышление, а не давать знания в чистом виде»

Untitled-3

В 1946 году датский психолог и гроссмейстер Adriaan de Groot провёл эксперимент, результаты которого существенно изменили взгляды научного сообщества на процессы изучения. Adriaan de Groot показал на несколько секунд участникам эксперимента шахматную доску с фигурами во время игры. Участникам эксперимента требовалось запомнить, а затем восстановить по памяти  расположение фигур. Профессиональные шахматисты, участвовавшие в эксперименте, расставили фигуры почти безошибочно. Любители-полупрофессионалы справились с заданием наполовину, а новички — на треть.

Казалось бы, это простое задание на память, и если участники знают базовые правила шахмат, то они имеют равные возможности. Но это не так. Роль чистых знаний в эксперименте оказалась критичной. Гроссмейстеры и мастера выполнили задание успешнее именно потому, что они знали (держали в памяти) больше комбинаций, а также понимали, какими будут дальнейшие ходы. Через некоторое время психологи William Chase и Herbert Simon дополнили описанный выше эксперимент важной деталью. Одни добавили к исследованию вторую часть, где фигуры стояли на доске просто в случайном порядке, невозможном в реальной игре. В этой части эксперимента как любители, так и профессионалы показали одинаковые результаты.

Эксперимент показал, что в шахматах — игре, казалось бы, полностью зависящей от умений мыслить, — знание фактов является определяющим фактором успеха. Подобные эксперименты с теми же результатами проводились в сферах алгебры, физики и медицины: чистое знание, факты, находящиеся в памяти, всегда оказывали  существенное влияние на результаты, демонстрируемые участниками. А как только тип задания выходил из сферы знаний профессионалов, результаты выполнения заданий становились хуже.

Теперь мы подходим к утверждению, что обучить мыслительным умениям и критическому мышлению НЕ есть обучение какому-либо алгоритму или набору алгоритмов. Обучение умениям невозможно без запоминания большого количества фактической информации, и так называемые «learning skills» вырабатываются также только после усвоения определённого большого объёма информации. Кроме того, чем шире спектр наших знаний, тем лучше работает наш мозг при усвоении, обработке и практическом использовании новой информации. На этом фоне мнение о том, что школа должна «научить детей учиться» и критически мыслить, а не «давить» их фактами является, на мой взгляд, нелогичной. Чем больше мы знаем, тем более эффективно мы мыслим.

Очень часто сегодня можно услышать мысль, что детям в школе не нужно запоминать факты, так как все они доступны в интернете. Но исследования говорят нам, что память человека и компьютерное хранение информации — это абсолютно разные механизмы, а долгосрочная память человека напрямую связана с его мыслительными способностями. Именно знания позволяют нам оперативно обрабатывать информацию. Например, вам было бы легче запомнить 14 цифр или 21 букву? Обычно буквенные ряды являются более сложными для запоминания. Проведём эксперимент? Запомните последовательность из 12 цифр:

74830582894062

А теперь попробуйте запомнить последовательность из 21 буквы:

LUCY IN THE SKY WITH DIAMONDS

Для запоминания цифр вам, должно быть, потребовалось не менее пяти минут, а вот запоминание букв заняло меньше пяти секунд. И произошло это только потому, что у вас есть чистые знания, благодаря которым обработка информации и её практическое применение ускоряются в сотни раз.

Запоминание фактов  в процессе обучения: вред или польза? Надеюсь, в процессе чтения этой записи вы, как и я, склоняетесь ко второму варианту. Именно запоминание фактов, причём из разных областей знания, способствует активизации творческого мышления.

Мы в Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

ELT Events ICT ICT in ELT Learn Teach The Internet for English Teching Think Деловой английский Лондон Путешествия Языкознание английский в интернете английский для начинающих английский язык английский язык в интернете английское письмо аудирование грамматика английского языка изучение английского интернет для изучения английского интернет для изучения английского языка коммуникативные умения коммуникативный подход курсы английского курсы английского в Ярославле лексика методика преподаватния английского языка обучение английскому письмо на английском план урока план урока английского поездка в Великобританию преподаватель английского преподаватель английского языка репетитор репетитор английского репетитор английского в Ярославле семинар для преподавателей английского семинар для учителей английского словарь туристическая поездка в Великобританию услуги репетитора английского учитель английского чтение